![](/upload/iblock/f94/lh67i01phwv59rctrtk22ll3aabn4ayn.jpg)
Голос отрасли — CREON MARKET MONITOR
Рынок ПВХ восстанавливается за счет отложенного спроса.
По итогам первого полугодия суммарные объемы выпущенного на территории РФ поливинилхлорида (ПВХ) выросли на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., составив 509,3 тыс. тонн. Выработку смолы нарастили все российские заводы, кроме «Башкирской содовой компании», которая останавливала производство ПВХ в середине июня на пять дней из-за перебоев поставок этилена.
Внешние поставки суспензионного ПВХ (ПВХ-С) в Россию за январь-июнь 2020 г. увеличились на 5% г./г., достигнув 13,8 тыс. тонн. Главный прирост внешних поставок пришелся на смолу из США, также существенно выросли объемы закупок базового полимера в Европе.
Одновременно экспортные объемы за первое полугодие выросли и составили 110,4 тыс. тонн против 102,9 тыс. тонн годом ранее (+7%). Основным рынком сбыта российского ПВХ-С в 2020 г. стала Индия. Как сообщил директор по продажам Андрей Филёв, намерения нарастить азиатское направление экспорта специалистам CREON Group еще в апреле подтверждал «Саянскхимпласт».
Сегмент эмульсионного ПВХ (ПВХ-Э) остается импортозависимым с объемом внешних поставок на уровне 80 тыс. тонн в год.
Дефицит и повышение цен
Трейдеры, не видя альтернатив замещения отечественного сырья в сложившейся валютной парадигме, согласны с прогнозами переработчиков по росту цен на ближайшее время: «Остановка
«РусВинила» и «Саянскхимпласта» создала искусственный ажиотаж и дефицит, повлекший удорожание ПВХ на 6-7 рублей за кг, и в августе по-прежнему планируется повышение цен».
![](/upload/iblock/be3/n1vo9eggamri9e7fiqmy443j2bgcpcv1.jpg)
Сегменты потребления
Наибольшее оживление наблюдается в сегменте оконного ПВХ-профиля, производители в один голос заявляют о взрывной волне отложенного спроса. По оценкам экспертов их оптимизм ограничен ожиданием скорого окончания сезона и второй волны коронавируса
Сегмент ПВХ-труб выходит на запланированные на текущий год объемы за счет федеральных проектов и строительства новых больниц для лечения коронавирусной инфекции.
Стабилизируется ситуация и в сегменте профильно-погонажных изделий, в частности, производители сайдинга, несмотря на общую просадку данного направления в РФ, говорят о наступлении «высокого сезона».
Производители упаковки (специальные и пищевые ПВХ-пленки) изменений по сравнению с прошлым годом не отмечают.
Сегмент мягких напольных покрытий восстанавливается более чем уверено, но одновременно растет конкуренция, когда крупные игроки выдавливают с рынка более мелких:
Эксперты отмечают, что сокращающийся десятый год подряд рынок кабельных пластикатов компенсирует карантинную просадку «отложенным спросом». Но даже невзирая на бум текущего момента, многие игроки предсказывают серьезное снижение по окончанию сезона.
![](/upload/iblock/070/p5akp70kvomu4uz6ty1vwc5mxroy6mtm.jpg)
![](/upload/iblock/288/wn92hx7d7lfy98d34q77qj1sjspnl7vs.jpg)
Рециклинг и углеродный след
В Европе уже более 20 лет действует система переработки «пост-потребительских» ПВХ-окон, обеспечивающая практически безотходное производство ПВХ-профиля, а европейское законодательство в 100% случаев обязывает производителей применять вторичное сырье при изготовлении новых окон на территории ЕС.
Российские компании пока не столь охотно приобщаются к принципам «зеленых» технологий в переработке и применении вторичного ПВХ из-за существенных первоначальных капиталовложений. Так, среднее предприятие по производству оконного профиля должно вложить в технологии использования вторичного сырья минимум €3 млн. Однако постоянно растущие цены на первичное сырье оправдывают инвестиции в переработку.
Дополнительным фактором для развития системы ПВХ-рециклинга в России может стать углеродный сбор в размере $30 за тонну выбросов CO2, который Евросоюз собирается вводить в конце 2021 г. — начале 2022 г. Эта мера коснется не только углеродоемких поставок, но и косвенно отразится на всех секторах российской экономики. По оценкам аналитиков BCG, дополнительная налоговая нагрузка на отечественных экспортеров может составить от $3 млрд до $4,8 млрд в год. Однако опрошенные CREON Group российские производители ПВХ не видят рисков в планах ЕС.
«Европейский рынок для нас не столь актуален: доля поставок в страны ЕС занимает в экспортном портфеле компании довольно малую часть, — утверждает Андрей Филёв. — Азиатское направление экспорта было и остается наиболее приоритетным».
«Российский рынок ПВХ пока остается невосприимчивым к внешним факторам: производство избыточно, объем внутреннего потребления и цены регулируются за счет экспорта, а импорт позволяет балансировать спрос-предложение на время профилактических ремонтов предприятий. Переход на новый уровень должен стать приоритетной задачей для всех участников отечественного рынка ПВХ», — считает член правления CREON Group Ольга Журавлёва.
Данные предоставлены Командой CREON Group